РЕГИСТРАЦИЯ И ЗАЩИТА товарного знака, патента, авторских прав
в Роспатенте, в суде, на таможне
Получить скидку
Офис Москва (495)­ 980-05-85
Офис Королёв (498)­ 601-42-25

Товарные знаки


Что такое товарный знак?

Товарный знак – это средство индивидуализации, которое отличает Ваши товары и услуги от аналогичных товаров и услуг конкурентов.

Товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак используется для индивидуализации товаров, а знак обслуживания относится только к знакам, используемым для индивидуализации услуг. Однако в обобщенном виде чаще используется термин «товарный знак». Также используются такие названия, как «торговая марка», «товарная марка», «бренд», «логотип» и т.д. Юридически правильным является термин «товарный знак», закрепленный в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Какие бывают товарные знаки?

  • Словесный
    • Holodilnik.ru –Интернет-магазин бытовой техники
    • Афанасий - пиво

  • Изобразительный
    • Домовой для чая «Беседа»

  • Комбинированный

  • Звуковой
    • Звуковая заставка для рекламы чая «Беседа»
  • Объемный (3D)
    • Упаковка чая BETA TEA
    • Персонаж EXPLAY

  • Обонятельный



Зачем их регистрировать? Регистрация товарного знака позволяет гарантировать защиту от недобросовестных конкурентов, которые не смогут использовать Ваш имидж для продвижения своих товаров и услуг. И не позволит конкурентам зарегистрировать Ваш знак на свое имя и предъявить претензии Вам.

Процедуры регистрации

  • Национальная – регистрация товарного знака в каждой отдельно выбранной стране. Например, отдельно в странах Евразийского экономического сообщества России, Казахстана и Республики Беларусь. В каждой стране подается отдельная заявка на языке этой страны.

  • Региональная

    • Европейский товарный знак (CTM, Community Trade Mark) – охрана товарного знака на территории всех стран Европейского Союза.

    • Международная регистрация (Мадридская система) подразумевает подачу одной международной заявки во Всемирную организацию по интеллектуальной собственности на одном языке (английский или французский). На этапе подачи заявки принимается решение о странах, в которых планируется регистрация. Для некоторых стран оплачиваются индивидуальные пошлины.

Надо ли это конкретно Вам?

Конечно надо, если:

  • У Вас есть свое дело и Вы не хотите, чтобы конкуренты были более запоминаемыми, чем Вы

  • Вы работаете в компании, которая развивая свой бренд, не задумывается о юридической защите своей собственности

  • Вы решили открыть свое собственное дело и задумались о собственном названии или логотипе

  • Вы не хотите в дальнейшем столкнуться с судебным преследованием со стороны конкурентов

Конечно, нет, можно и подождать, если:

  • Вы ничего не делаете и не планируете

  • Вы полагаете, что интеллектуальная собственность в России не существует

  • Вы работаете и ни о чем не задумываетесь

В Российском законодательстве товар и услуги традиционно уравнены в правах и поэтому везде говорится именно о товарном знаке, под которым подразумевается не только знак нанесенный на физический предмет (то есть товар в традиционном смысле), но и знак используемый при оказании любой платной услуги (в том числе и торговли). Для обозначения товарного знака в зависимости от вида деятельности на практике используются различные понятия и наиболее распространенным из них является «товарный знак», как это и предусмотрено в законе. Кроме него достаточно часто встречаются: «торговая марка», «торговый знак», «фирменный знак», «бренд», «марка» и др. В законодательстве России для них всех применяют объединенный термин: «товарный знак (знак обслуживания)». Регистрируя товарный знак или знак обслуживания, компания получает исключительное (монопольное) право и защищает при использовании свой бренд, название, логотип, торговую марку.

Товарный знак в России может быть зарегистрирован, если он представлен в виде графического изображения, объемных предметов, слов, фраз, художественно выполненных букв, музыкальных фрагментов, а также их комбинаций.

То есть, обозначение любого вида, разработанное для представления на рынке товаров или услуг компании, можно зарегистрировать в качестве товарного знака, торговой марки, торгового знака, бренда, логотипа и т.п. Владельцем товарного знака по закону в РФ может стать либо юридическое лицо, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако есть все-таки некоторые ограничения при регистрации. В частности, нельзя зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания, если уже зарегистрирован тождественный или похожий, т.е. «сходный до степени смешения» знак. Товарный знак регистрируется не для всех видов деятельности сразу, а в соответствии с Международным классификатором товаров и услуг (МКТУ). Кто-то занимается торговлей, кто-то производит пиво, кто-то издает журнал  — все эти и многие другие товары и услуги относятся разным классам МКТУ. Регистрация товарного знака (торговой марки) осуществляется в отношении конкретных товаров и услуг этого перечня МКТУ.

Права на торговые марки, товарные знаки, торговые знаки, а также на любые патенты могут быть проданы (тогда заключается договор уступки (отчуждения)), или сданы в аренду (это уже лицензионный договор), оспорены в Палате по патентным спорам или в суде.

При этом следует учитывать, что такие договоры являются недействительными без их регистрации в Роспатенте – Федеральной службе по интеллектуальной собственности. А регистрация всех объектов интеллектуальной собственности происходит в Федеральном Институте Промышленной Собственности или сокращенно ФИПС – организации подведомственной Роспатенту.

Взаимодействие с Роспатентом и ФИПСом в соответствии с положениями российского законодательства осуществляется с помощью особого корпуса юристов - патентных поверенных, деятельность которых регулируется Федеральным Законом «О патентных поверенных». В России также действуют Евразийские патентные поверенные, которые осуществляют взаимодействие с Евразийским патентным ведомством по патентованию изобретений на территории государств СНГ, подписавших Евразийскую патентную конвенцию. К патентным поверенным законодательство предъявляет целый ряд требований, которые он должен выполнить для того, чтобы приобрести этот статус. В частности — для того, чтобы патентовед получил статус патентного поверенного РФ, он должен проработать не менее 4-х лет в области охраны интеллектуальной собственности, а также успешно сдать квалификационный экзамен в Роспатенте. Причем требуется сдать отдельные экзамены для получения квалификации в отношении товарных знаков, промышленных образцов, изобретений и полезных моделей, а также программ для ЭВМ и баз данных. По статистике только 50-70% экзаменуемых получает искомый статус с первого раза. Ежегодно, в среднем, только около 80 новых патентных поверенных получают свидетельство государственного образца. Статус Евразийского патентного поверенного может получить уже только зарегистрированный патентный поверенный РФ с квалификацией «изобретения», сдав дополнительный экзамен в Евразийском патентном ведомстве.